Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (совместное, включающее образование) – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания детей.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, либо дети, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Инклюзивное образование дает возможность осуществлять образование детей с ОВЗ в общеобразовательных классах, в условиях создания для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Немаловажен и тот факт, что совместное воспитание оказывает положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на их нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других.
Право каждого гражданина России на получение образования закреплено ст. 43 Конституции РФ. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка. Также, право на совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников реализуется в образовательных организациях нашей страны на основании закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012, и в соответствии со статьёй 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и в соответствии с ним разрабатывают свои собственные программы. Содержание образования и условия обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, определяются:
- для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой (АООП) соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или индивидуальной адаптированной образовательной программой (АОП) при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками;
- для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС ОВЗ и УО). ФГОС ОВЗ и УО устанавливает единые государственные требования к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в образовательных учреждениях.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении обучающихся, зачисленных в 1 класс на обучение с 1 сентября 2016 года.
Основанием для обучения ребенка по АООП являются:
- рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- заявление родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по АООП в школе на условиях инклюзивного образования (в отдельном классе, либо совместно с другими обучающимися без ограничений по здоровью).
В 2020-2021 учебном году в МКОУ «Вышегорская СОШ»:
- детей-инвалидов – нет;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – не имеется;
- адаптированные основные образовательные программы (АООП) – не реализуются.
Нормативно-правовая база инклюзивного и интегрированного образования
Наиболее часто задаваемые вопросы
Паспорт доступности образовательных услуг для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов
Опубликовал Administrator 30th Май 2018.